Кадровое агентство «ШТУРМАН»
Кадровое агентство уникальных специалистов
17 лет подбираем персонал!
Москва  (495) 660-35-40
  Санкт-Петербург  (812) 615-80-39
 
 

Статьи

Реакция водителя

Изменение режима движения автомобиля достигается благодаря воздействию рук или ног водителя на органы управления. Выполнение двигательного акта в ответ на какой-либо раздражитель, воспринятый органами чувств, называется реакцией. Не всегда информация о необходимости изменения режима движения бывает прогнозируема, не исключены и неожиданные изменения дорожной обстановки, когда ее оценка осуществляется в условиях предельного дефицита времени. В этих случаях качество ответных действий зависит от скорости их формирования, оцениваемых временем реакции — интервалом от момента появления сигнала до момента начала реализации ответного действия. Различают простую и сложную реакции. Если простая реакция связана с ожиданием водителя сигнала, следовательно, характер ее однозначный и время ее имеет наименьшее значение, то сложная связана с выбором решений из ряда возможных.
Время реакций состоит из двух периодов: латентный (скрытый) период, измеряемый временем от момента появления раздражителя до начала двигательного акта, и моторный период, измеряемый временем выполнения двигательного акта. В течение латентного периода протекают психофизиологические процессы, связанные с ощущениями и восприятием, оценкой и прогнозированием ДТС, а также выработкой решения. Среднее значение времени латентного периода простой реакции на свет составляет - 0,2 с, а на звук — 0,14 с. Время латентного периода сложной реакции изменяется в широких пределах и зависит от множества факторов, в том числе от индивидуальных психофизиологических свойств, опыта водителя и характера ДТС. Для одного и того же водителя время латентного периода на один и тот же сигнал изменяется в зависимости от степени неожиданности сигнала. Время моторного периода зависит от сложности выполняемого действия, возраста водителя, а также от степени неожиданности сигнала.
Так, среднее время моторного периода простой реакции на красный сигнал в возрасте от 18 до 22 лет более чем в два раза выше чем в возрасте 45—60 лет. Моторный период у различных водителей одного возраста в одинаковых условиях отличается незначительно. Это объясняется тем, что действия по управлению автомобилем отрабатываются систематически и неоднократно повторяются в повседневной деятельности.
Таким образом, обе составляющие времени реакции зависят от степени неожиданности сигнала. Чем больше время реакции, тем труднее реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. Отсюда нетрудно сделать вывод о важности развития навыков оценки обстановки и прогнозирования ее развития для надежной работы водителя.
Доказано, что слабости нервной системы неизменно сопутствует ее высокая чувствительность. Способность замечать слабые сигналы, хорошо чувствовать ситуации, очевидно, помогает и водителям слабого типа нервной системы. Они раньше могут замечать возникновение нарушений, осложнение дорожных ситуаций, формирование опасности и заблаговременно принимать меры, уходить от опасностей или готовиться к противодействию им.
Установлено, что хороший водитель в сложных аварийных ситуациях обычно реагирует даже несколько медленнее, чем плохой. Хороший водитель понимает, что в подобных случаях надо действовать всегда точно и наверняка, поэтому он старается в аварийных ситуациях как можно полнее оценить обстановку и быстрее выбрать в ней оптимальный вариант действия.Он знает, что если в обычных условиях еще допустимо ошибаться, а потом исправлять и корректировать свои действия, то в аварийной ситуации нет времени для исправления ошибок. Плохой же водитель в аварийной ситуации спешит что-то сделать. Его быстрые двигательные реакции в таких случаях свидетельствуют скорее всего о его активном оборонительном рефлексе, т.е. о его панике. А поспешность здесь ведет к тому, что человек часто действует невпопад, усугубляет и без того сложную ситуацию и делает ее непоправимой.
Кроме того, известно, что водителю приходится действовать в разных дорожных условиях. Бывает режим, который можно назвать минимальным. Он возникает, например, при вождении автомобиля летом в хорошую погоду по широкому незагруженному загородному шоссе. Чаще всего возникает оптимальный режим — вождение автомобиля по улицам большого города среди многочисленных транспортных средств. В настоящее время с учетом большого количества автомобилей преобладает именно данный режим. Возможен еще и экстремальный режим, который возникает при резком усложнении дорожной обстановки, при неожиданных отказах техники.
Так вот доказано, что люди, отличающиеся слабой нервной системой, способные, может быть, хорошо работать в минимальном и оптимальном режимах, резко снижают надежность и безопасность работы в экстремальном режиме. Хотя следует признать, что абсолютно надежного по природе водителя не бывает. Если хорошо подготовленный водитель с сильной нервной системой способен успешно справляться с экстремальными задачами, то ему свойственно допускать ошибки в простых задачах, к решению которых у него нет особого интереса, а поэтому и мотивации. Водитель же со слабой нервной системой хорошо решает простые задачи, но чаще теряется в экстремальной ситуации и из-за этого допускает опасные ошибки.
www.avtovodila.ru