Эффективно мотивировать водителя невозможно?
Эффективно мотивировать водителя невозможно — так думают руководители многих компаний. И ошибаются
По мнению многих специалистов в области рекрутинга, профессиональных водителей на рынке сегодня остро не хватает и спрос по прежнему превышает предложение. Найти ответственных и непьющих людей достаточно сложно. Водитель отдела доставки зачастую сам себе хозяин и при выборе места работы он ориентируется на гибкость графика и уровень оплаты. Более того, зачастую водитель способен диктовать свои условия в части района работы и временного интервала работодателю. (по материалам spbgid.ru)
Чтобы оптимизировать работу с водителями, по словам специалистов, необходимо четко прописывать инструкции. Одним из наиболее эффективных видов мотивации является уровень оплаты труда водителя. Система штрафов, которую используют некоторые компании, не всегда оказывается эффективной. Также некоторые компании при отборе потенциальных работников практикуют применение психологических тестов. Но всегда ли эти методы эффективны – вопрос.
Предлагаем использовать опыт руководителей отделов доставки.
Многим HRМ, в структуре предприятий которых есть более или менее большой отдел доставки знакома эта проблема – найти адекватного водителя и уж тем более эффективно мотивировать его почти невозможно. Однако позволим себе с этим не согласиться.
Своим опытом готов поделиться Евгений Потапенко, заместитель начальника отдела управления заказами ОАО «Хлебный Дом», под чьи руководством в отделе доставки работают 500 человек. Г-н Потапенко является один из авторов системы мотивации и вот к каким выводам в ходе ее использования он пришел:
Плюсы:
1. На предприятии разработана подробная инструкциюя работы водителя. Не формальная трудовая инструкция, которая лежит где-то на полке в офисе, а 25 страниц подробных требований по каждому элементу доставки, которые лежат в кабине каждой машины. Откровенно говоря, сразу водители эту инструкцию не читают. Но только до первого штрафа. Дело в том, что предприятие имеет право штрафовать наемных водителей за неисполнение любого пункта инструкции. Таким образом решается информационно-дисциплинарная проблема. Водители знают, что в каких ситуациях делать, а если не знают, то обязаны связаться с диспетчером и переложить на него ответственность за принятие решения.
2. Действует справедливая, открытая и понятная система расчета зарплаты. Это значит, что компания платит за каждый элемент работы водителя-экспедитора пропорционально вложенному труду и затратам — за каждый пройденный километр, за каждую обслуженную точку, за каждый факт погрузки на складе, за каждую отвезенную коробку или лоток, за факт разгрузки на точке и т. д. По итогам месяца каждый водитель получает на руки подробную распечатку-расчет, где указано, что он делал каждый день и сколько за это получил. И если несколько лет назад в диспетчерской еще были слышны фразы «я туда не поеду», «я это делать не буду, мне за это не платят» или «я это не сделал, потому что не знал», то теперь работа идет как по маслу.
Минусы:
1. Не дали ожидаемого результата тренинги, направленные на повышение лояльности и понимание сути выражения «клиент всегда прав». Водители – люди зачастую простые и конкретные, и цепочки умозаключений на тему лояльности к клиентам и приверженности компании им были плохо понятны. К тому же сидение за партой для большинства водителей оказалось занятием непривычным и поэтому малоприятным.
2. Не оправдал себя проект оборудования автомобилей системой GPS. Сама по себе система неплохая, и положительный эффект был, но оказалось, что столь жесткий контроль за работой водителей не вписался в корпоративный стиль компании. Потому что по-настоящему хорошего качества невозможно достичь методом «из-под палки», каким является средство GPS. Только добрая воля и желание водителя поработать от души являются основой для достижения качества и высокой эффективности в доставке продукции.
На многих производственных предприятиях действуют тарифные ставки на различные виды техники (без разрядов), установленные с учетом сложности, значимости выполняемой работы и условий труда. Поэтому возможна такая ситуация, когда по производственной необходимости водитель в течение месяца работает на нескольких видах транспорта. Необходимо ли в этом случае указывать в трудовом договоре несколько тарифных ставок? Как производить оплату: по фактически выполняемой работе или по наивысшей тарифной ставке? Попробуем ответить на эти вопросы.
Оформление трудового договора с водителем
При поступлении на работу водителя трудовые отношения оформляются заключением трудового договора в письменной форме в двух экземплярах - по одному для каждой стороны.
Работодатель обязан ознакомить водителя с действующими на производственном предприятии правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, имеющими отношение к его трудовой функции, коллективным договором. Работодатель и будущий работник обязуются выполнять условия заключенного трудового договора. В связи с этим работодатель не вправе требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.
Статьей 57 Трудового кодекса РФ установлены существенные условия трудового договора. К их числу относятся: место работы (с указанием структурного подразделения); наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция; характеристики условий труда, условия оплаты труда.
Таким образом, в трудовом договоре с водителем в обязательном порядке должна присутствовать запись об условиях оплаты труда, а именно, указан размер тарифной ставки или должностного оклада, а также доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
Работникам производственных предприятий в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ размеры тарифных ставок устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.
Разумеется, заранее предположить изменение условий труда невозможно. Поэтому, в случае перевода водителя на участок с другими тарифными ставками, необходимо либо оформить дополнительное соглашение к договору, либо издать приказ со ссылкой на нормативный документ, определяющий размер тарифных ставок при разных видах работы. В частности, на производственном предприятии таким документом может быть Положение об оплате труда.
В любом случае, на предприятии должен вестись табель учета использования рабочего времени, в котором отмечают фактически отработанные часы и дни, указывают причины неявок и т. д. Этот документ заполняют по формам № Т-12 или Т-13, утвержденным постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.
Расчет заработной платы водителя
Самой распространенной в настоящее время является повременная система оплаты труда водителей, предполагающая учет фактически отработанного времени. При этом их труд может быть оплачен как по часовым, так и по дневным тарифным ставкам.
Если на предприятии установлена часовая ставка, заработную плату водителя начисляют исходя из фактически отработанного количества часов в конкретном месяце. Сумму заработной платы рассчитывают как произведение количества отработанных часов на размер часовой ставки.
При дневной ставке оплату определяют то число дней, которое человек фактически отработал в конкретном месяце. Соответственно, заработную плату за месяц определяют как произведение количества отработанных дней на размер дневной ставки. В соответствии с абзацем 1 статьи150 Трудового кодекса РФ при выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации. Следовательно, в этом случае работник независимо от объема выполненных работ должен получить заработную плату за выполненную им работу в полном объеме по ставкам, установленным за более квалифицированные работы.
Таким образом, если водитель, по производственной необходимости в течение месяца работал на нескольких видах транспорта, для которых установлены разные тарифные ставки, оплата труда должна быть произведена по наивысшей ставке.
На взгляд автора, необходимо различать выполнение работ различной квалификации и совмещение работником профессий (должностей).
Выполнение работ различной квалификации осуществляется в рамках одной профессии или должности (то есть в рамках одной трудовой функции).
При совмещении профессий (должностей) работник в течение рабочего дня (рабочей смены) выполняет несколько трудовых функций. В этом случае оплата труда всех видов труда по наивысшей ставке незаконна.
Автор: ЛУКАВЕЦКАЯ А.А.
Источник: Электронный журнал «Работа с персоналом»